Пропустить область заголовка

Служебное меню:

Пресс-центр

Пресса о нас

Финансовый контроль: чем внешние проверки бюджетов помогают муниципалитетам?

Общественный совет внешнего финансового контроля существует в форме Общественного совета, объединяя счетные палаты на территории области. А те муниципалитеты, где счетные палаты не созданы (таких большинство), представлены местными Советами народных депутатов. Между этими органами нет прямого соподчинения. Вот почему так важно для согласованности это профессиональное некоммерческое партнерство.

Тон в региональном профессиональном объединении внешнего финанcового контроля задает Счетная палата Владимирской области. Ее председатель Виктор Чечеткин на очередном заседании общественного совета 16 июля объявил о вступлении в партнерство сразу двух с половиной десятков новых членов, до этого было 14. Перечень даже части вступивших показывает, кого же объединяет некоммерческое партнерство. Итак: его пополнили Владимирский и Ковровский городские Советы народных депутатов, Муромский окружной Совет, районные Советы: Гороховецкий, Александровский, Киржачский, Меленковский, Селивановский, городские Советы Гороховца, Карабанова, Киржача, Кольчугина, Собинки, поселков Красная Горбатка, Балакирево, целая группа Советов сельских муниципалитетов нескольких районов, контрольно-счетная палата города Покрова и даже региональное отделение общероссийской общественной организации "Российский союз налогоплательщиков".

Позади такой масштабный этап внешнего контроля, как проверки отчетов об исполнении муниципальных бюджетов 2008 года. О них-то и говорил в своем выступлении аудитор Счетной палаты области, который руководит этим направлением, Артем Манов.

- Хотелось бы обратить внимание, - сказал он, - что 49 муниципальных образований, которые мы охватили, это большая часть из тех 55-ти, которые имели самостоятельные бюджеты. Еще в трех территориях внешние проверки проводились непосредственно контрольными муниципальными органами - это в Камешковском районе, Камешкове и Покрове. В Вязниковском, Суздальском районах и во Владимире внешние проверки осуществлялись непосредственно представительными органами местного самоуправления.

Артем Манов отметил новацию: уже второй год существенный акцент делается именно на анализ бюджетной отчетности главных администраторов средств местных бюджетов.

Как общий позитивный факт Артем Манов отметил повсеместную достоверность отчетов по исполнению муниципальных бюджетов. Но вместе с тем в ходе внешних проверок были выявлены факты как нарушений бюджетного законодательства, так и неполноты предоставленной бюджетной отчетности.

Основными и типичными нарушениями являлись неполное соответствие правовых актов органов местного самоуправления требованиям бюджетного законодательства; финансирование расходов на содержание организаций, учреждений, находящихся в федеральной собственности, и других; неэффективное использование бюджетных средств.

Распространенные примеры нарушений - когда в ведомственную структуру расходов местных бюджетов включаются муниципальные предприятия, учреждения образования, культуры, здравоохранения, которые не являются главными распорядителями бюджетных средств. Тем самым нарушается структура бюджета, бюджетное законодательство и не всегда обеспечивается прозрачность местного бюджета.

Много замечаний и по эффективности бюджетных расходов - практически во всех территориях, где она проверялась, а делалось это выборочно.

Еще одно серьезное замечание:

- Большая часть муниципальных целевых программ и подпрограмм носят, по нашему мнению, формальный характер, - сказал Артем Манов. - Такие программы не позволяют, в первую очередь, провести анализ исполнения и достижения результатов, потребность в ресурсах для достижения целей и результатов программы не обосновывается, оценка внешних условий и рисков для реализации программы почти нигде не приводится.

Проверяющие видели перед собой лишь отчеты. Что за ними - злоупотребление или просто невнимательность? Например, при определении расходных обязательств не всегда указываются правовые акты, предусматривающие возникновение расходных обязательств.

- Серьезные суммы на миллионы рублей в бюджет включаются, а правовых оснований для того, чтобы они там присутствовали, никаких нет – ни договоров, ни соглашений, ни решений Совета, ни постановлений главы, - отметил Артем Манов.

Много было выявлено и признаков недополучения доходов местными бюджетами. Например, распространено предоставление муниципальных помещений различным организациям на безвозмездной основе. Всегда ли это оправдано, раз выпадающие доходы тянут на миллионы рублей? Ответ на этот вопрос ищут сами муниципалитеты.

Немало еще замечаний огласил Артем Манов, но крайне редко упоминал территории, где признаки нарушений были зафиксированы. И вот почему:

- Встречаясь с представителями местных Советов, - сказал аудитор Счетной палаты области, - мы нередко слышали, что люди не хотят, чтобы их территории называли при обнаружении нарушений. Наверное, кто-то стесняется, кто-то не хочет, чтобы отдельные замечания по их территориям озвучивались публично.

И в Счетной палате области к этому относятся с пониманием:

- Мы никогда не настаивали на публичном озвучивании территорий. Это не тот случай, когда выносится сор из избы, это просто констатация факта. Обсуждение проблем вместе с коллегами, наоборот, должно способствовать тому, чтобы максимально эффективно принимать решения по устранению этих нарушений, чтобы и коллеги знали, какие проблемы существуют вообще, и чтобы они обращали внимание на эти же проблемы у себя в муниципальных образованиях. Если вы считаете целесообразным не озвучивать названия муниципальных образований, мы готовы к этому.

Председатель Кольчугинского райсовета Виктор Наяшков скрывать ничего не стал. Он выступил на заседании общественного совета с информацией о том, как в районе ведут внешнюю проверку бюджета совместно с аудиторами Счетной палаты. Назвал он и выявленные недостатки, рассказал, как кольчугинцы стараются их не допускать в дальнейшем.

О том, что сотрудничество со Счетной палатой области позволяет профессионально, оперативно и экономно проводить внешний аудит исполнения бюджета, говорили и представители других муниципалитетов, делясь своим опытом, высказывая пожелания на будущее. Видно, что общественный совет внешнего финансового контроля развивается как площадка для профессионального обсуждения задач и проблем внешнего аудита.

Автор: Александр Известков