Пропустить область заголовка

Служебное меню:

Пресс-центр

Пресса о нас

Мы идем к публичному финансовому контролю.

С марта 2005 года во Владимирской области функционирует Общественный совет внешнего финансового контроля. На базе совета взаимодействуют между собой Счетная палата Владимирской области и представительные органы местного самоуправления. О том, на каком этапе находится сейчас это сотрудничество, а также о перспективах внедрения в жизнь ФЗ № 6 от 7 февраля 2011 года "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" мы побеседовали с ответственным секретарем совета, аудитором Счетной палаты Артемом Мановым.

- Движение к гражданскому обществу требует развития и организации публичного финансового контроля, - говорит Артем Федорович. - Граждане должны знать, на что и как тратятся их деньги, которые в виде налогов мобилизуются в бюджеты, как используется имущество, переданное в управление органам власти. Создание совета, а это была совместная инициатива Счетной палаты Владимирской области и представителей органов местного самоуправления, которые, по действующему законодательству, тоже должны осуществлять свой парламентский контроль. Мы заложили основу для того, чтобы внешний финансовый контроль начал развиваться и на муниципальном уровне. Но уже тогда столкнулись с рядом проблем - кадровых, организационных. И поэтому было решено, что Счетная палата возьмет координирующую роль на себя. Тогда в сфере внешнего финансового контроля еще ничего подобного не было. Мы были здесь одними из первых в Российской Федерации, и по нашему примеру пошли и другие субъекты, когда стали создавать у себя ассоциации контрольно-счетных органов. Сегодня в России насчитывается более 24 тысяч муниципальных образований, контрольно-счетные органы имеются в 1891 из них. Мы себя назвали именно Общественным советом, поскольку считали, что данная форма позволит охватить наибольший круг участников, даже если они не являются юридическими лицами.

- Что можно сказать о результатах на сегодняшний день?

- Сегодня в составе Общественного совета 73 члена. 69 представляют муниципальные образования, это в основном руководители и депутаты районных, городских и сельских Советов народных депутатов. Последние, правда, пока не все представлены.

За время деятельности Общественного совета в муниципалитетах было сформировано четыре собственных контрольно-счетных органа. Это Счетная палата города Покрова, контрольно-счетная комиссия Камешковского района, ревизионный отдел Совета народных депутатов Суздальского района и отдел финансового контроля городского Совета народных депутатов Владимира. Эти контрольно-счетные органы осуществляют внешние проверки в 14 муниципальных образованиях области.

На сегодня мы обеспечили обязательную процедуру внешней проверки, без которой невозможно рассмотрение депутатами годового отчета об исполнении бюджета. И что еще важно - все внешние проверки проводятся на основании единого методологического подхода ко всем муниципальным образованиям, ко всем местным бюджетам.

- Что можно сказать об итогах проверок по 2010 году?

- Помимо результатов наших внешних проверок мы информируем членов Общественного совета о результатах контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой в рамках своей деятельности. Выявленные проблемы так или иначе характерны для всех территорий. Вот недавно мы проверяли Гороховецкий и Судогодский районы по части реализации программ в сфере ЖКХ, по обеспечению жильем нуждающихся граждан.

Проверки показали, что на местах денежные средства выделялись без необходимых документов и с нарушением очередности, квартиры приобретались у близких родственников, иногда ниже установленной нормы. Предприятия ЖКХ в Судогодском районе не соблюдают обязательные процедуры проверки качества топлива. В пробах мазута, которым отапливаются котельные, содержание воды превышало все возможные нормативы.

- По-вашему, четырех контрольно-счетных органов достаточно для нашего региона?

- Их, конечно, могло бы быть больше, но есть объективные условия. Мы изначально поддерживали создание и развитие контрольно-счетных органов в муниципалитетах, но при этом понимали, что массового распространения это явление не получит ввиду того, что есть серьезные кадровые и финансовые проблемы на муниципальном уровне. Содержание таких специалистов, особенно когда речь идет о службе численностью пять человек, как это и рекомендуется, будет обходиться местному бюджету более чем в полтора миллиона рублей в год. А для высокодотационных территорий это большая нагрузка. Кроме того, нехватка профессионалов в этой сфере ощутима. Поэтому мы и пошли в свое время по пути взаимодействия с Советами народных депутатов. Мы сами инициируем наше взаимодействие и видим от них такую же реакцию. Депутаты обращаются к нам и просят пояснить многие моменты, стараются понять, на каком этапе принимается то или иное решение, как оценивать те или иные «передвижки» в бюджете. Иногда люди просто звонят или же сами приезжают, консультируются, правильно ли они принимают решение, или просят нас приехать. Мы рады, что депутатам небезразлична проблема формирования местных бюджетов, что они думают, как принимать решения. Это очень важно, в таких случаях никто не откажет.

- И все-таки возможно ли придать импульс массовому развитию этого процесса? Можно ли говорить, что проверки и взаимодействие с депутатским корпусом дает результат, что впоследствии те или иные нарушения уже не выявляются?

- Жизнь подсказывает, что все равно муниципальный финансовый контроль будет развиваться. Но на сегодня мы посчитали оптимальным предложить механизм взаимодействия Счетной палаты и местных Советов. Этот механизм себя оправдывает. Депутатский корпус становится более требовательным, более вдумчиво принимаются решения, связанные с использованием средств местных бюджетов и муниципальной собственности.

- Что можно сказать о реализации положений 6-го Федерального закона у нас в регионе?

- 15 июня на очередном заседании Общественного совета обсуждался этот вопрос. Закон определяет основные положения организации деятельности контрольно-счетных органов, если принимается решение об их создании, но не говорит об обязательности создания такого органа в муниципалитете. Подходить к нему нужно взвешенно. И мы объясняем депутатам, что если кто-то предполагает создание у себя на местах такой структуры, то должен уже руководствоваться федеральным законом. Если кто пока не готов, то мы можем в дальнейшем продолжать взаимодействие в рамках нашего Общественного совета. При этом мы все равно им говорим: «Изучите эти материалы, оцените свои возможности». Мы соберемся ближе к осени, еще раз обсудим проблему развития муниципального внешнего финансового контроля и при необходимости окажем методическую помощь. Кстати, начал действовать интернет-сайт Общественного совета (www.осфк.рф). В перспективе через этот сайт будем знакомить посетителей с результатами контрольных мероприятий.